Как ели колонну и крылатого льва: в Петербурге выбирали лучший десерт
В Петербурге впервые прошел конкурс «Петербургский десерт». Он стал завершающим аккордом самого крупного гастрономического фестиваля Северной столицы «Петербургский завтрак». В мастерстве соревновались шеф-кондитеры семи ресторанов, а жюри состояло сразу из 100 профессионалов.
Рестораны — участники фестиваля предлагали гостям специальное меню петербургского завтрака или тематические сеты, связанные с историей Петербурга и его известными жителями. В фестивале 2025 года приняли участие 139 ресторанов, кафе, бистро, кондитерских и баров — и все они могли подать заявку на конкурс «Петербургский десерт».
Фестиваль «Петербургский завтрак» уже традиционно проводят вместе Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и «Фонтанка.ру». Осенью 2025-го он прошел в третий раз, но впервые в его рамках состоялся гастрономический конкурс «Петербургский десерт».

При публикации просим указывать копирайт: «Фонтанка.ру»
Около семи часов вечера в кулинарное пространство Chefs Entertainment начали стекаться члены жюри конкурса: Стас Пауль, шеф-кондитер ресторанной группы Duoband (кондитер года по версии WhereToEat Russia 2025), Леонид Ноткин , сооснователь ресторанной группы «Шаляпин», Ирина Лылова, кондитер года по версии «Что где есть в Петербурге 2025», Марина Круч, совладелец кондитерской «Круч», Анна Фаустова, владелец сети «Британские пекарни», Максим Бабич, бренд-пекарь «Текстура» и «Минутка», Франческа Нарди, владелица ресторана Salve, Марина Наумова, шеф-повар «Шеф Маруся и Ко» и Mindal Café, и другие.
При входе каждый из них под роспись получал специальный жетон, на котором, помимо логотипа, присутствовала единственная фраза: «Вы можете проголосовать за один десерт!»

На монументальных 6-метровых гранитных столешницах к тому моменту уже выстраивались бесконечные ряды из сотен тарелок с десертами. Но так как таблички предупреждали «Пожалуйста, не трогайте до начала конкурса», члены жюри десерты только фотографировали, а дегустировали хлеб, сыр и вино на стендах и корнерах «Булки.соm», «Минского молочного завода №1», Simple и знакомились с агрегатом QualityFry, в который можно загружать в любом порядке баклажаны, буженину, ананасы и пр., чтобы получить готовую еду через пару минут.

Уже 19.15 последний 100-й жетон для голосования был выдан, жюри было полностью укомплектовано, и на сцену вышел Иван Павлов, который предупредил: «От каждого голоса зависит, кто сегодня станет победителями».
«Сегодня мы увидим, что за десерты войдут в  туристическую карту города».
«Сегодня мы увидим, что за десерты войдут в  туристическую карту города».
После этого на сцену начали по очереди подниматься участники конкурса, чтобы рассказать о своих блюдах. Каждый кондитер держал в руках тарелку с десертом.
После этого на сцену начали по очереди подниматься участники конкурса, чтобы рассказать о своих блюдах. Каждый кондитер держал в руках тарелку с десертом.
Сладкая семерка
Сладкий марафон открыл Вячеслав Кучеренко, шеф-кондитер отеля FourSeasons. Его десерт из инжира, фиников, кешью и миндаля с желе из черники с кусочками груши и сорбетом из клюквы назывался «Северная Сага». Это дань уважения гастрономическим традициям петербургских аристократических салонов XIX века, которые славились своей изысканностью и гостеприимством. Однако десерт — не просто историческая реконструкция, а его современная интерпретация. Финальный акцент — смелый и современный — заключен в контрастных нотах бобов тонка и розмариново-клюквенного сорбета. Если в XIX веке такой кулинарный ход был бы дерзким вызовом, то сегодня он олицетворяет интеллектуальную смелость и творческий поиск. Это та самая «горьковатая» и освежающая нота, которая оживляет классическую основу, делая десерт не памятником прошлому, а живым и актуальным диалогом вкусов.
Сладкий марафон открыл Вячеслав Кучеренко, шеф-кондитер отеля FourSeasons. Его десерт из инжира, фиников, кешью и миндаля с желе из черники с кусочками груши и сорбетом из клюквы назывался «Северная Сага». Это дань уважения гастрономическим традициям петербургских аристократических салонов XIX века, которые славились своей изысканностью и гостеприимством. Однако десерт — не просто историческая реконструкция, а его современная интерпретация. Финальный акцент — смелый и современный — заключен в контрастных нотах бобов тонка и розмариново-клюквенного сорбета. Если в XIX веке такой кулинарный ход был бы дерзким вызовом, то сегодня он олицетворяет интеллектуальную смелость и творческий поиск. Это та самая «горьковатая» и освежающая нота, которая оживляет классическую основу, делая десерт не памятником прошлому, а живым и актуальным диалогом вкусов.
Александра Богданова, шеф-кондитер ресторанов «Сыроварня» и Nama, вынесла на сцену рубленый торт с брусникой, украшенной гвоздикой из шоколада. «Этот рецепт передаётся в нашей семье из поколения в поколение. Когда-то его готовила бабушка — только по особым случаям. Так что для меня это вкус детства. А мой дедушка — ребёнок блокадного Ленинграда, поэтому я украсила торт красной гвоздикой», — поделилась Александра.
Александра Богданова, шеф-кондитер ресторанов «Сыроварня» и Nama, вынесла на сцену рубленый торт с брусникой, украшенной гвоздикой из шоколада. «Этот рецепт передаётся в нашей семье из поколения в поколение. Когда-то его готовила бабушка — только по особым случаям. Так что для меня это вкус детства. А мой дедушка — ребёнок блокадного Ленинграда, поэтому я украсила торт красной гвоздикой», — поделилась Александра.
В десерте Виктории Воротынцевой, шеф-кондитера NORD Hotels, были и карамелизованная груша в кленовом сиропе, и ажурные листья из сахарного теста. Десерт получился легким, не приторным, теплым и, для меня лично, по-настоящему осенним. «Этот десерт посвящен петербургской осени. Что для Петербурга клен? Это всем известный 200-летний клен у Летнего дворца, это и кленовые деревья, которыми ленинградцы озеленяли город в 1944-м, после снятия блокады, это и ежегодный фестиваль кленов в Ботаническом саду», — перечислила Виктория.
В десерте Виктории Воротынцевой, шеф-кондитера NORD Hotels, были и карамелизованная груша в кленовом сиропе, и ажурные листья из сахарного теста. Десерт получился легким, не приторным, теплым и, для меня лично, по-настоящему осенним. «Этот десерт посвящен петербургской осени. Что для Петербурга клен? Это всем известный 200-летний клен у Летнего дворца, это и кленовые деревья, которыми ленинградцы озеленяли город в 1944-м, после снятия блокады, это и ежегодный фестиваль кленов в Ботаническом саду», — перечислила Виктория.
Ольга Горецкая, шеф-кондитер ресторана «Палкинъ», представила миндальное бланманже с померанцевым цветом, сделанное в форме капители ионического ордера. «Бланманже в переводе с французского означает "белое кушанье". В XIX веке этот десерт приобрёл особый характер благодаря Игнатию Радецкому, метрдотелю, служившему при Императорском дворе, и автору фундаментального труда "Альманаха Гастрономов". Эта книга на десятилетия стала библией для многих поваров и кулинаров. Например, для загущения в те времена использовался осетровый клей», — рассказала Ольга.
Ольга Горецкая, шеф-кондитер ресторана «Палкинъ», представила миндальное бланманже с померанцевым цветом, сделанное в форме капители ионического ордера. «Бланманже в переводе с французского означает "белое кушанье". В XIX веке этот десерт приобрёл особый характер благодаря Игнатию Радецкому, метрдотелю, служившему при Императорском дворе, и автору фундаментального труда "Альманаха Гастрономов". Эта книга на десятилетия стала библией для многих поваров и кулинаров. Например, для загущения в те времена использовался осетровый клей», — рассказала Ольга.
Десерт от Анны Красовской, основательницы «Кондитерской Анны Красовской», с самого начала привлекал всеобщее внимание и был чемпионом по фото. Дело в том, что он в точности воспроизводил один из самых известных символов Петербурга. «Вы знаете пешеходный Банковский мостик с золотыми грифонами? Так вот — это вовсе не грифоны. Перед нами крылатые львы — мифическое изобретение скульптора Соколова. До 1826 года таких существ можно было увидеть лишь в орнаментах мебели и мелких архитектурных деталях. Внутри моего «Крылатого льва» шоколадно-миндальный бисквит, ганаш с кусочками чёрного трюфеля и мусс из тёмного шоколада», — поведала Анна.
Десерт от Анны Красовской, основательницы «Кондитерской Анны Красовской», с самого начала привлекал всеобщее внимание и был чемпионом по фото. Дело в том, что он в точности воспроизводил один из самых известных символов Петербурга. «Вы знаете пешеходный Банковский мостик с золотыми грифонами? Так вот — это вовсе не грифоны. Перед нами крылатые львы — мифическое изобретение скульптора Соколова. До 1826 года таких существ можно было увидеть лишь в орнаментах мебели и мелких архитектурных деталях. Внутри моего «Крылатого льва» шоколадно-миндальный бисквит, ганаш с кусочками чёрного трюфеля и мусс из тёмного шоколада», — поведала Анна.
Евгения Лаппо, шеф-кондитер ресторана Siesta Fiesta, вынесла на сцену десерт «Шарлотт», который был также усыпан кленовыми листьями. Евгения объяснила, что выбрала яблоки совсем не случайно: «Яблочные пироги упоминаются в описании семейного уклада дома Лариных, который стал эталоном патриархального уклада. А пирог — символ традиции и уюта! Самым же популярным в то время был «Шарлот» или «Шарлотка». Тогда ее готовили из несладкого дрожжевого хлебного теста с прослойкой из яблок и пропитывали сливочным маслом или сливками».
Евгения Лаппо, шеф-кондитер ресторана Siesta Fiesta, вынесла на сцену десерт «Шарлотт», который был также усыпан кленовыми листьями. Евгения объяснила, что выбрала яблоки совсем не случайно: «Яблочные пироги упоминаются в описании семейного уклада дома Лариных, который стал эталоном патриархального уклада. А пирог — символ традиции и уюта! Самым же популярным в то время был «Шарлот» или «Шарлотка». Тогда ее готовили из несладкого дрожжевого хлебного теста с прослойкой из яблок и пропитывали сливочным маслом или сливками».
Завершала презентации Екатерина Прокопец и ресторана «Блок». Ее десерт из камней с грушевым муссом, моченой брусникой, муссом из укропа и бузины назывался «Набережная».
Завершала презентации Екатерина Прокопец и ресторана «Блок». Ее десерт из камней с грушевым муссом, моченой брусникой, муссом из укропа и бузины назывался «Набережная».
Успеть за 30 минут
Когда продюсер конкурса Дмитрий Грозный объявил старт «кулинарной битвы», члены жюри взяли в плотное кольцо все 7 десертных станций. Для того, чтобы назвать фаворита, у каждого было 30 минут. Выбор в голосовании для многих был непростым.

Когда продюсер конкурса Дмитрий Грозный объявил старт «кулинарной битвы», члены жюри взяли в плотное кольцо все 7 десертных станций. Для того, чтобы назвать фаворита, у каждого было 30 минут. Выбор в голосовании для многих был непростым.
Лучшие из лучших
Жетон для голосования необходимо было опустить в одну из 7 хлебных корзин, установленных рядом с десертами. Последние из них летели туда, когда Иван Павлов уже запустил обратный отсчет.

В итоге обладателем Гран-при конкурса «Петербургский десерт» стала Ольга Горецкая из ресторана «Палкинъ». Звание Лауреата I степени завоевала Анна Красовская и, наконец, лауреатом конкурса стала Александра Богданова из «Сыроварни» и Nama.
Жетон для голосования необходимо было опустить в одну из 7 хлебных корзин, установленных рядом с десертами. Последние из них летели туда, когда Иван Павлов уже запустил обратный отсчет.

В итоге обладателем Гран-при конкурса «Петербургский десерт» стала Ольга Горецкая из ресторана «Палкинъ». Звание Лауреата I степени завоевала Анна Красовская и, наконец, лауреатом конкурса стала Александра Богданова из «Сыроварни» и Nama.
  • Лауреат I степени конкурса «Петербургский десерт»
    Анна Красовская
  • Гран-при конкурса «Петербургский десерт»
    Ольга Горецкая
  • Лауреат конкурса «Петербургский десерт»
    Александра Богданова
Призов и подарков для лауреатов и дипломантов «Петербургского десерта» было так много: гаджеты от «Алтэка», 5-килограммовые упаковки масла от Zealandia, хлебные ножи, сыры и т. д., — что их выставляли на специальный стол, а ведущий предположил, что для доставки всего этого придется вызывать грузовик. В руках же кондитеры держали тарелки лауреатов и книгу «Санкт-Петербургская кухня», впервые изданную еще в 1862 году.
Призов и подарков для лауреатов и дипломантов «Петербургского десерта» было так много: гаджеты от «Алтэка», 5-килограммовые упаковки масла от Zealandia, хлебные ножи, сыры и т. д., — что их выставляли на специальный стол, а ведущий предположил, что для доставки всего этого придется вызывать грузовик. В руках же кондитеры держали тарелки лауреатов и книгу «Санкт-Петербургская кухня», впервые изданную еще в 1862 году.
У нас сегодня получилась очень петербургская история. И история с огромной претензией на продолжение. У одного из наших мероприятий — крупнейшего в мире фестиваля «Фонтанка SUP» есть слоган: «В Питере — плыть». Надо добавить теперь: «В Питере есть — и есть вкусно».
У нас сегодня получилась очень петербургская история. И история с огромной претензией на продолжение. У одного из наших мероприятий — крупнейшего в мире фестиваля «Фонтанка SUP» есть слоган: «В Питере — плыть». Надо добавить теперь: «В Питере есть — и есть вкусно».
Послевкусие
После окончания конкурса шеф-кондитеры еще долго делились впечатлениями.

«Мы работаем на стыке гастрономии, моды и визуальной культуры. Коллекцию, посвященную нашему городу, сделали в 2022 году. Это одно из восьми пирожных с достопримечательностями. Тогда вместе с коллегами мы разработали не только десерты, но и аудиоэкскурсию по городу», — поделилась с «Фонтанкой» Анна Красовская.

«За основу мы взяли любовь Екатерины Великой к поеданию сладкого на завтрак: она была знаменитой сладкоежкой», — рассказал Вячеслав Кучеренко из Four Seasons.

А Ольга Горецкая вспоминала, как при подготовке к конкурсу вручную делала форму для изготовления десерта.

«Еще в 2021 году Петербург первым в России вошел в список креативных городов ЮНЕСКО в номинации «Гастрономия». А десерты — это высокое искусство гастрономии, с помощью которого можно передавать наши ценности и показывать жизнь города», — уверена заместитель председателя Комитета по развитию туризму Санкт-Петербурга Нана Гвичия.

«Интерес к петербургской кухне есть. Во время таких мероприятий каждый шеф создает нечто новое на исторической базе и с перспективой вписать свое имя в историю», — сказал первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков.

«Давно хотелось сделать конкурс десертов. Кондитеры зачастую обделены вниманием, хотя, как мы знаем, всегда «запоминается последняя фраза» — а значит, и о ресторанах зачастую судят по десертам. Конечно, есть вечный вопрос: «А судьи кто?». В данном случае мы собрали жюри сразу из 100 рестораторов, шефов и кондитеров — и это вещь небывалая. Формула конкурса — очень простая, очень категоричная, можно даже сказать, жестокая, но одновременно справедливая — явно отозвалась в сердцах и желудках людей: много кондитеров рассказали, что обязательно будут участвовать в следующем году», — рассказал продюсер конкурса «Петербургский десерт» Дмитрий Грозный.
После окончания конкурса шеф-кондитеры еще долго делились впечатлениями.

«Мы работаем на стыке гастрономии, моды и визуальной культуры. Коллекцию, посвященную нашему городу, сделали в 2022 году. Это одно из восьми пирожных с достопримечательностями. Тогда вместе с коллегами мы разработали не только десерты, но и аудиоэкскурсию по городу», — поделилась с «Фонтанкой» Анна Красовская.

«За основу мы взяли любовь Екатерины Великой к поеданию сладкого на завтрак: она была знаменитой сладкоежкой», — рассказал Вячеслав Кучеренко из Four Seasons.

А Ольга Горецкая вспоминала, как при подготовке к конкурсу вручную делала форму для изготовления десерта.

«Еще в 2021 году Петербург первым в России вошел в список креативных городов ЮНЕСКО в номинации «Гастрономия». А десерты — это высокое искусство гастрономии, с помощью которого можно передавать наши ценности и показывать жизнь города», — уверена заместитель председателя Комитета по развитию туризму Санкт-Петербурга Нана Гвичия.

«Интерес к петербургской кухне есть. Во время таких мероприятий каждый шеф создает нечто новое на исторической базе и с перспективой вписать свое имя в историю», — сказал первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков.

«Давно хотелось сделать конкурс десертов. Кондитеры зачастую обделены вниманием, хотя, как мы знаем, всегда «запоминается последняя фраза» — а значит, и о ресторанах зачастую судят по десертам. Конечно, есть вечный вопрос: «А судьи кто?». В данном случае мы собрали жюри сразу из 100 рестораторов, шефов и кондитеров — и это вещь небывалая. Формула конкурса — очень простая, очень категоричная, можно даже сказать, жестокая, но одновременно справедливая — явно отозвалась в сердцах и желудках людей: много кондитеров рассказали, что обязательно будут участвовать в следующем году», — рассказал продюсер конкурса «Петербургский десерт» Дмитрий Грозный.
Текст: Анна Мотовилова, Дмитрий Грозный. В материале использованы фотографии Анжелы Мнацаканян, Ксении Потеевой, Валентина Егоршина. Видеограф: Владимир Захаров. Монтаж: Кирилл Григошин.